Режиссёр: Дарио Ардженто
Год выхода: 1977
Сюжет: Американка Сьюзи прилетает в немецкий город Фрайбург с целью пройти обучение в тамошней знаменитой балетной академии. Её приезд происходит в хреновую погоду, при странных обстоятельствах, когда злой голос не пускает её внутрь, а впопыхах выбежавшая их здания девушка стала произносить бросающие в дрожь вещи. Ночью эта девушка погибает при загадочных обстоятельствах, а Сьюзи, переночевав в другом месте, наконец-то добирается до вожделенной академии, где её с радостью встречают преподаватели-управленцы, в основном пожилые тёти. Вскоре американочка начинает чувствовать себя дурно, и здешний доктор прописывает ей красное вино, из-за которого она потом видит галлюцинации и много спит. Её подруга подозревает преподавателей в чём-то нехорошем и делится своими впечатлениями со Сьюзи, чтобы затем таинственно исчезнуть. Подозревающая неладное девушка открывает собственное расследование, касающееся не только возобновившихся смертей, разных странностей, происходящих в доме (дождь из червяков), вранья преподавателей, утверждающих, что они ходят налево (в смысле, домой, так как поворот туда налево), а сами отправляются направо, и очень зловещему дыханию, которое ночью слышат воспитанницы. И оно приводит её к тому, что в 1895 году данную балетную школу организовала некая гречанка, которую все окружающие считали ведьмой. Так она и сдохла, вроде бы сдохла. Но с тех пор за этой школой идёт не только балетная слава, но и дурная…
Мнение: Общими усилиями пользователи IMDb поставили этот фильм на первое место среди всех киноработ, созданных Дарио Ардженто. Мне всё-таки больше по душе "Дрожь" и "Феномен", но это вопрос вкуса. С чем тут не поспоришь, так это с идеальным визуальным рядом, блистательной музыкой от культовой группы “The Goblins”, прекрасными декорациями и локациями, восхитительной игрой цвета а-ля Бава и стильными кровавыми убийствами. Особенно впечатляюще смотрится начальная сцена с повешением. То, что снимал Ардженто, до этого (кроме, разумеется, "Кроваво-Красного"), положа руку на сердце, чистосердечно назовём шлаком, а вот "Суспирия" прославила итальянца, позволила ему сделать заявку на низвержение с трона своего учителя, Марио Бава, и какое-то время не давала ему опускаться до производства халтуры. Как все мы знаем, Ардженто намедни снял долгожданное завершение трилогии о Трёх Матерях (первая – "Суспирия", вторая – "Преисподняя"), которая так и называется – "Третья мать".
Оценка в баллах: 99 из 100