Надеюсь рецензии не табуированы?:))) «Страх и изгнание страха являются составной частью нашей жизни и нашей культуры» - Дарио Ардженто.
Кроны вековых деревьев сомкнулись саркофагом над мирной жизнью живописного городка и спрятали от глаз старый пансионат для молоденьких девочек, холодный ручеек серебряной змеей отрезал «Швейцарскую Трансильванию» от всего мира. Здесь гуляет пронизывающий ветер, сея вокруг себя семена смертельной рассады – маньяк объявился в этих красивых, горных краях, от рук которого погибают совсем еще юные, четырнадцатилетние девчонки.
Излюбленный жанр итальянского мэтра ужасов Дарио Ардженто – джалло, претерпел некоторые незначительные, но очень эстетичные метаморфозы. Если в ранних кинополотнах гроссмейстера – главную роль играли мужчины с квадратными челюстями – поделки, которые были чисто арджентовскими джалло с одинаковыми, как братья близнецы – маньяками, с остро-колющими и режущими орудиями труда и аналогичными сюжетами, где все концентрировалось на изощренность убийств, то «Феномен» - это нечто совершенно другое и запредельное.
В первую очередь – это страшная фэнтези-сказка, где смерть, как и раньше, играет одну из главных ролей, но сам виток детективного эквивалента ретуширован и смягчен. Вместо отважных мужчин, захотевших поиграть в детективов и бравых полицейских, главную роль играют красивенькие девушки, а вместо привычных кожаных перчаток - вязаные, шерстяные рукавички. Но кровавость и холодный, металлический блеск орудия пыток остаются неизменными.
Молоденькая Дженнифер Конелли в роли Дженнифер Карбино, которая приехала в закрытый пансионат, расположившейся в отдаленной швейцарской провинции – «чудо» девочка, повелительница мух, богатая, красивая, да и к придачу ко всему, совершенно счастливая – идеальное создание. Но чувство, что «что-то страшное грядет» не покидает ее юное сердце - ночами мучают кошмары и фантазмические видения смертей, а реальность оказывается еще страшнее и печальнее мира ночных грез. Сразу превратившись в аутсайдера, девочка погружается в одиночество и в поисках альтернативы человеческому общению она открывает тайну: Дженнифер может общаться с насекомыми, которые подкидывают ей кусочки головоломки паззла и наводят на след жестокого маньяка - извращенца. Необычное режиссерское амплуа для «Короля ужасов» - не совсем джалло, но и не чистая мистика; не кровавый хоррор, но и далеко не триллер.
Как признавался сам Ардженто: «Феномен» - один из самых личных фильмов в его творчестве. Прекрасный и завораживающий визуальный ряд, вкупе с великолепной музыкой таких легенд рока как: “Goblins”, “Iron maiden”, “Motorhead”, просто праздник для глаз и слуха: высокогорные зеленые луга под медленную музыку приближающейся смерти, а сцены убийства и кульминаций обильно заправлены тревожной и резкой музыкой, оптом заставляют побегать по коже мурашек.
«Феномен» - очень интимный фильм, в нем есть что-то неуловимо меланхоличное, которое, как невидимый зверек, прячется в кадрах, и врывается мощью в финальных сценах, возможно, все герои фильма содержат от режиссера по кусочку от него, вкладывая всю душу своим «детям» и безжалостно их убивая, Ардженто не нарочно вдохнул в них частичку души.
Дженнифер – очень гордая и непокорная девушка, по-американски живучая, иногда аутичная и замкнутая, окруженная собственным миром красивых бабочек, девственной нежности и наивности. Для нее весь кошмар – это просто очередной сон, принцесса, у которой вместо горошин подложили эзотерические и оккультные предметы, будя в ней чудовище, которое и должно сразиться в финальной части с кошмарным порождением самых затаенных фантазий.
«Феномен» растворяет нас в свою магию, невозможно угадать кто стоит за всеми убийствами, мы беспомощно теряемся в фантазиях Ардженто – это гигантский лабиринт из ядовитых квадратов олеандра. В отличии от других работ Ардженто в «Феномене» есть много готических виньеток, которые невидимкою оплели весь фильм лозами сказочных растений.
Мастерское нагнетание саспенса заставляет нас практически грызть ногти, а внезапно кровавые и умеренно тошнотворные сцены справляются с поставленной задачей, пугая экспрессионизмом и гротеском. Немножко помпезное повествование, но совершенно не притянутое и не морализованное. Порхающие мотыльки, метафорические светлячки и прекрасная Дженнифер Конелли, создают неповторимую атмосферу сказочности. А превосходный и сильный финал, который достигает космического пика ужаса, просто великолепен, тут можно только смеяться или же вскрикивать.
«Феномен» - это красивая и изящная шкатулка, до краев наполненная бесценными драгоценностями – по праву считающаяся одним из лучших фильмов ужасов.
98 из 100