Группа Cradle Of Filth была сформирована летом 1991 вокалистом Дэниэлом Ллойдом Дэви, выступающим под псевдонимом Дэни Филт («Грязный», или «Порочный» Дэни), а так же его знакомыми: Джоном (бас), Даренном (ударные), Робином (гитары) и братьями Полом (гитары) и Бенджамином (клавишные) Райанами. В январе 1992 года они сделали пару демо-записей под названием "Invoking The Unclean", однако, несмотря на определенный интерес со стороны звукозаписывающих фирм, долгое время не могли заключить контракт ни с одной из них. Позже Робин покнул банду. Однажды они попытали судьбу во второй раз, записав "Orgiastic Pleasures Foul", которая получила положительные отзывы. Через некоторое время независимая звукозаписывающая компания Tombstone Records проявила интерес к группе, но после череды неурядиц ничего из этого не вышло. В последствии, Джон покинул банду - на этом его карьера закончилась, а Робин вернулся, но уже в качестве басиста, а в качестве второго гитариста был принят Пол Аллендер. В конце 1992 года они выпустили следующую демку, ставшую третьей и названную "Total Fucking Darkness" и тогда уже сумела заключить договор с компанией Cacophonous Records.
Даррен при этом уступил место другому барабанщику – Николасу Баркеру. Эта необычная группа быстро стала наиболее популярным представителем возрождения британского сатанинского блэк-метал начала 90-х с выходом ее внушительного дебютного альбома 1994 года, "The Principle Of Evil Made Flesh", который имел огромный успех и Cradle Of Filth быстро завоевали звание одной из лучших блэкушных групп. В саунде явно прослушивались моменты влияния таких давних любимцев публики, как Celtic Frost и Диаманда Галас. Бесспорно, и тень другого «пужателя» – старика Кинга Даймонда – была видна из-за спин ребят, так же, как и длинный нос Venom… Cradle Of Filth быстро вошла в число наиболее заметных блэк-металлических групп.
В составе команды между тем происходили постоянные изменения: братья Райаны и Пол Аллендер сложили свои обязанности, зато на смену им были приняты новые гитаристы Стюарт Энтсис и Яред Деметер, а также клавишник Дэмьен Грегори. В 1996 году, стремясь освободиться от контрактных обязательств с Cacophonous, группа выпустила EP «Vempire Or Dark Faerytales In Phallustein» с Jared of December Moon в качестве сессионного гитариста.. Однако лучшую часть материала она приберегла для следующего «большого» диска, изданного в содружестве с более крупной фирмой Music For Nations. Новый мини-альбом был выпущен на "Cacophonous" как компромиссное решение позволить коллективу уйти от контракта и выпустить третий студийный сет, "Dusk ... And Her Embrace", на лейбле "Music For Nations". В его записи участвовал новый гитарист Джиан Пайрс, сменивший Деметера. На диске снова было отмечено увлечение команды вампирской мифологией и средневековым и викторианским романтизмом. Грегори впоследствии был заменен Лесом "Лектером" Смитом. Монументальный опус «Dusk... And Her Embrace» (1996) стал крупным успехом группы, подтвержденным мощными выступлениями на Dynamo Fest и на Milwaukee Metal Fest.
Фэнов Cradle Of Filth становилось все больше, во многом, как считают критики, благодаря «простодушному, незавернутому сатанизму участников группы». "Cradle Of Filth" получила дальнейшую известность (и популярность) за нападки на видного политического деятеля Тару Палмера Томкинсона на присуждении музыкальных премий "Kerrang!". Новый альбом записывался уже без Дэмьена, на место которого заступил Лес «Лектер» Смит (ex-Anathema, Ship Of Fools); Деметера заменил Джайэн Пайрес. В том же составе группа записала и свой четвертый, наиболее знаменитый на сегодняшний день LP «Cruelty And The Beast» (1998), посвященный злодеяниям венгерской графини Бэтори, массово убивавшей молоденьких девственниц (дамочка принимала «омолаживающие» ванны из их крови). Арию Бэтори исполнила актриса Ингрид Питт, блиставшая в фильмах Хаммера «Любовницы вампира» и «Графиня Дракула».
Для поддержки этого альбома они очень много времени провели в изнуряющих турне. Банда выпустила лимитированное издание этого альбома в форме кельтского креста, оно продавалось во Франции. В одно из изданий диска вошли кавер-версии песен «Sodomy And Lust» (Sodom), «Black Metal» (Venom) и «Hallowed Be Thy Name» (Iron Maiden). Этот год ознаменовался для группы проблемами с полицией, арестовавшей музыкантов за нахождение в общественном месте в футболках с собственной символикой. В ноябре 1998 года группа посетила Москву (концерт в Московском Дворце Молодежи).В начале 1999 года ударник Николас Баркер покинул группу ввиду непреодолимых творческих разногласий. В группе сменилось несколько барабанщиков, и сейчас в команде роль стукача выполняет Адриан Эрландсон (At The Gates, The Haunted).
Группа в 1999 году выпустила EP «From Cradle To Enslave», причем на одноименную композицию был снят видеоклип (режиссер – Алекс Чендон / Alex Chandon), который критики охарактеризовали как «самое кровавое видео в истории». 2000 год охарактеризовался новыми изменениями в составе: в группу вернулся гитарист Пол Аллендер, а Мартин Пауэлл (ex-Anathema, My Dying Bride) сменил Смита. В конце года вышел очередной альбом Cradle Of Filth – «Midian», посвященный мистическому Городу Вампиров. Визуальные тенденции в музыке Cradle Of Filth наконец воплотились в реальности: солист группы Дэни снялся-таки в фильме о вампирах («Cradle Of Fear»).Как считают критики, Cradle Of Filth – группа, по сути своей, настолько же английская, насколько таковыми являются и фильмы Хаммера. Также на кассете с "Pan Deom Aeon" имеется запись концерта в Астории в мае 1998 года в Лондоне. В концертной записи представлены - Dusk And Her Embrace, Beneath The Howling Stars, Cruelty Brought Thee Orchids and Malice Through Looking Glass. Плюс ко всему этому приложен 16-тистраничный буклет.
А в 2000 году Cradle of Filth отрелизили свой новый и самый охренительнейший альбом - "Midian", лучший за всю историю существования группы. Это концептуальный альбом, вдохновлённый новеллой Клайва Баркера (en) Cabal (en) и фильмом на неё «Ночной народ», а также Дагом Бредли (у которого была маленькая роль в этом фильме, но который больше известен как Pinhead из фильма Баркера «Восставший из ада» и его сиквелов); он ведёт повествование на «Her Ghost in the Fog», «Death Magick for Adepts» и «Tortured Soul Asylum». В альбоме Упоминаются известные художники: Франсиско Гойя, Иероним Босх и Питер Брейгель Старший, а также картина Босха «Корабль дураков». Упоминаются в альбоме и серийные убийцы: Жиль де Рэ и Джеффри Дамер. А песня "Her Ghost in the Fog" имеет продолжение в виде песни "Swansong for a Raven" на альбоме «Nymphetamine» (2004).
Cradle of Filth знамениты многим: кривыми клыками вокалиста, голым черепом крепыша-барабанщика, общим имиджем лежалых мертвецов и первобытно злобными, но потрясающе мелодичными, захватывающими композициями. Ранние шоу ребят обычно заканчивались разборками с различного рода охранниками общественной морали, вчинявшими им судебные иски за нарушения нравственности и эпатаж.Своим творчеством парни из Cradle Of Filth исследуют затаенные уголки человеческой психики: то место, где вампиризм превращается в эротизм (эта же самая загадка интриговала еще Брема Стокера в «Дракуле»).
Визуальный имидж "Cradle Of Filth" очевидно позаимствовали у скандинавских команд, возглавлявших данное течение, типа "Mayhem" и "Emperor". Это влияние включало использование черно-белого грима, известного как "трупная краска", и траурных одеяний в сочетании с изрыганием огня и поливанием сцены кровью. Но в то время как скандинавские команды, играющие блэк-метал, были более заинтересованы оккультизмом правого крыла философии викингов, "Cradle Of Filth" имели более готическую, квази-поэтическую музыкальную перспективу. Это проявлялось в их мрачной острой лирике и использовании виолончели в музыке. Основой саунда "Cradle Of Filth", однако, остается ураган апокалиптических гитар и вокалов.
Постоянное качество Cradle Of Filth – богатство и «визуализированность» звучания – позволяет говорить критикам об их творчестве, как о музыке для фильма ужасов. Богат не только музыкальный, но и поэтический язык группы: не каждый рокер может похвастаться цитатами из лорда Байрона, Шеридана Лефану, Фридриха Ницше, Брэма Стокера и Шарля Бодлера.
Стиль Cradle of Filth менялся с годами, и представляет собой сочетание разных видов метала. Хотя чаще всего группу классифицируют как симфо-блэк-метал, в поздних работах присутствует элемент готик-метала — более медленные композиции, атмосферные партии синтезаторов, дуэты «красавица и чудовище» с певицами, обладающими классическим вокалом (Сара Джезебель Дева, Лив Кристин). Ранние работы группы, напротив, имеют влияние дэт-метала. Стиль Cradle of Filth становился всё более мелодичным от альбома к альбому, частыми стали дуэты с певицами, владеющими классическим вокалом, а на альбомах появились инструментальные атмосферно-клавишные вставки. Многие композиции выходили за рамки симфо-блэк-метала и были выполнены в стиле готик-метал.
Стилистику и самобытность группы определяет во многом вокал. Уникальный голос Дэни Филта является визитной карточкой группы. Это хриплый горловой фальцет, позволяющий Дэни исполнять трудные для обычных вокалистов партии, а на интермедиях брать экстремально высокие ноты.
Наряду с коммерчески успешными блек-метал группами Dimmu Borgir и Satyricon, группа критикуется поклонниками этого направления за облегчение звучания и коммерческий успех.
Кстати, музыканты живут и работают в той части графства Саффолк, где в XVII веке бесчинствовал знаменитый охотник за ведьмами Мэтью Хопкинс, ответственный за смерть более четырехсот человек. Парни свято верят, что фольклор Британских островов оказал существенное влияние на их творчество. Не согласится трудно: в конце концов, Брэм Стокер тоже был всего лишь обыкновенным гражданским служащим, пока не переехал в эту «добрую старую Англию»
В 2001 году Дэни Филт принял участие в создании малобюджетного фильма ужасов «Колыбель страха», где и сыграл сам главного злодея. Сюжет фильма состоит из нескольких небольших историй, объединенных расследованием детектива Нилсона. Российский журнал Dark City, поставив фильму 1 балл из 5 возможных, сей журнал отметил в фильме практически полное отсутствие сюжета, дешёвые спецэффекты и такого же уровня актёров. В целом фильм, по мнению журнала, никакого интереса не представляет и может вызвать лишь отклик у самых упёртых поклонников Дэни Филта из группы Cradle of Filth, а также у несовершеннолетних зрителей демонстрацией обнажённого женского тела.
В 2008 году вышел "Godspeed on the Devil's Thunder". Это концептуальный альбом, основанный на жизни исторической фигуры под именем Жиль де Рэ, французского дворянина, соратника по оружию Жанны Д'Арк. Но больше он известен как серийный убийца, который совмещал молитвы, ночные убийства и желание быть алхимиком. Он был обвинён в ряде преступлений, среди которых ересь, демонология и похищения людей. В народных легендах де Рэ известен также как «Синяя борода».