А́льфред Хичко́к (англ. Alfred Hitchcock; 13 августа 1899, Лондон — 29 апреля 1980, Лос-Анджелес) — знаменитый английский кинорежиссёр, продюсер, сценарист. Работал в Великобритании и в США. Хичкок — кинорежиссёр, тесно связанный с жанром «триллер» (от англ. thrill — «трепет») и с понятием «саспенс» (от англ. suspense — «неопределённость»). Хичкок умел мастерски создавать в своих фильмах атмосферу тревожной неопределённости, напряжённого ожидания, предчувствия чего-то ужасного. Биография
Родился Альфред Хичкок (Alfred Joseph Hitchcock) в Лондоне в семье бакалейщика. Родители его были истовыми католиками, и Хичкок получил образование в иезуитском колледже св. Игнатия. Однажды в детстве за мелкий проступок отец отвел его в местный полицейский участок и попросил там на несколько часов запереть мальчика в камере. Впоследствии Хичкок всю жизнь боялся полицейских и никогда не водил из-за этого машину; во многих его фильмах делается ставка на подсознательный страх перед несправедливым обвинением и преследованием. После колледжа Хичкок поступил в Инженерно-штурманскую школу, где изучал механику, акустику и навигацию. С 1915 года он работал в телеграфной компании, параллельно изучая живопись в Лондонском университете; вскоре его перевели на должность художника в рекламный отдел компании. Примерно в это же время Хичкок заинтересовался кинематографом. В 1920 году ему удалось устроиться дизайнером титров в лондонский филиал одной из голливудских компаний (будущей студии «Paramount»). Он вскоре возглавил отдел титров, а в 1923 году у него появилась возможность попробовать себя в режиссуре, однако лента «Номер 13» (Number 13/Mrs. Peabody) осталась незаконченной из-за закрытия студии. Хичкок перешел работать к продюсеру Майклу Бэлкону, одному из родоначальников английского кинематографа. Перепробовав профессии сценариста, художника кино и ассистента режиссера, он наконец снял свой дебютный фильм, совместную англо-немецкую постановку «Сад наслаждений» (The Pleasure Garden, 1925). На предварительном студийном просмотре Бэлкон заметил, что по своим блестящим техническим качествам картина напоминает скорее американский, чем европейский фильм. Судя по всему, Хичкок стремился к этому сознательно, и уже после первых нескольких работ был признан одним из ведущих мастеров английского кино. Начиная с фильма «Человек, который слишком много знал» (The Man Who Knew Too Much, 1934), Хичкок больше почти никогда не отходил от жанра триллера. Он сознательно стремился развлекать, но не пассивно, а управляя с экрана эмоциями и чувствами зрителей, тонко рассчитывая каждую сцену для достижения максимального эффекта. Картина «39 ступенек» (The 39 Steps) до сих пор остается эталоном комедийного триллера, хотя Хичкок принес в жертву захватывающему сюжету правдоподобие, логику и связность повествования, но только выиграл от этого. Хичкока принято считать апологетом фильмов ужасов, но в его творчестве был только один фильм, полностью соответствующий такому названию - «Психо» (Psycho), который был снят на небольшой бюджет, с использованием телевизионной техники, так как крупные студии отказались от столь жесткого материала. Фильм сделал Хичкока миллионером, и в дальнейшем он продюcировал свои картины самостоятельно. «Птицы» (The Birds) по рассказу Дафны Дю Морье предвосхитили популярную в 70-е годы тему столкновения человека с враждебными и необъяснимыми силами природы.
Вклад в кинематограф
Вдохновлённый картинами немецких экспрессионистов, Хичкок начал работать в кино — сначала в Англии, а с 1939 года в США. Впервые на творчество Хичкока обратили серьёзное внимание критики французской «новой волны». Франсуа Трюффо был первым, кто заметил авторский взгляд за оболочкой развлекательного кино. Итог жизни Хичкока — 55 полнометражных кинофильмов, многие из которых стали классикой мирового кинематографа. Кроме того, Альфред Хичкок снял ещё и 21 телефильм для серии «Альфред Хичкок представляет» и два документальных фильма (оба в 1944 году), ещё 2 киноработы остались незавершёнными. Альфред Хичкок до сих пор является одним из самых уважаемых и популярных кинорежиссёров.
Хичкок известен также своими камео. Он обожал появляться в эпизодах в своих фильмах: то в образе случайного прохожего, то в образе уличного зеваки. Он снялся почти во всех своих поздних фильмах. И в целом, Хичкок, особенно в поздние годы, стремился создать вокруг себя мистическую атмосферу, окружал себя ореолом таинственности.
Режиссёрский почерк
Фильмы Хичкока основаны на страхе и саспенсе. Его герои — люди, попавшие в ловушку обстоятельств. Другая общая тема его фильмов — взаимоотношения мужчины и женщины, часто это довольно циничный взгляд на романтику.
Среди излюбленных кинематографических приёмов Хичкока стоит отметить съёмку с точки зрения персонажа, то есть съёмку камерой с такого аспекта, чтобы зритель видел сцену как бы глазами персонажа. Хичкоку также приписывается изобретение очень быстрого и дробного монтажа, ярко продемонстрированного в знаменитой сцене убийства в душе в фильме «Психо». Сейчас эту манеру монтажа часто называют «эмтиви́шным монтажём», потому что в 1990-х её широко адаптировали режиссёры музыкальных видеоклипов, демонстрировавшихся на телеканале MTV. Такой монтаж стал также часто применяться в трейлерах.
Было замечено и фирменное пристрастие Хичкока снимать в главных ролях «холодных» блондинок (Грэйс Келли, Вера Майлз, Ким Новак, Джанет Ли, Типпи Хедрен, Клод Жад).
Фильмография:
Британский период». Ранние работы до 1925 года
Год Название
1920 Зов юности / The Call of Youth студия в Ислингтоне, компания Famous Players-Lasky Дизайнер интертитров
(режиссер Hugh Ford)
1920 Великий день / The Great Day студия в Ислингтоне, компания Famous Players-Lasky Дизайнер интертитров
(режиссер Hugh Ford)
1921 Появления / Appearances студия в Ислингтоне, компания Famous Players-Lasky Дизайнер интертитров
(режиссер Donald Crisp)
1921 Таверна Бонни Брир / The Bonnie Brier Bush студия в Ислингтоне, компания Famous Players-Lasky Дизайнер интертитров
(режиссер Donald Crisp)
1921 Опасные обманы / Dangerous Lies студия в Ислингтоне, компания Famous Players-Lasky Дизайнер интертитров
(режиссер Paul Powell)
1921 Таинственная дорога / The Mystery Road студия в Ислингтоне, компания Famous Players-Lasky Дизайнер интертитров
(режиссер Paul Powell)
1921 Принцесса Нью-Йорка / The Princess of New-York студия в Ислингтоне, компания Famous Players-Lasky Дизайнер интертитров
(режиссер Donald Crisp)
1922 "Всегда рассказывай своей жене / Always Tell Your Wife студия в Ислингтоне, компания Famous Players-Lasky Со-режиссер (режиссер Hugh Croise).
Фильм незавершён.
1922 Бумеранг любви/Вечное движение / Love’s Boomerang/Perpetua студия в Ислингтоне, компания Famous Players-Lasky Дизайнер интертитров
(режиссер John S. Robertson)
1922 Человек с родины / The Man From Home студия в Ислингтоне, компания Famous Players-Lasky Дизайнер интертитров
(режиссер George Fitzmaurice)
1922 Испанский камень / Spanish Jade студия в Ислингтоне, компания Famous Players-Lasky Дизайнер интертитров
(режиссер John S. Robertson)
1922 Скажите своим детям / Tell Your Children студия в Ислингтоне, компания Famous Players-Lasky Дизайнер интертитров
(режиссер Donald Crisp)
1922 Три живых привидения / Three Live Ghosts Студия в Ислингтоне, компания Famous Players-Lasky Дизайнер интертитров
(режиссер George Fitzmaurice)
1922 Номер 13 / Number 13 Студия в Ислингтоне, компания Famous Players-Lasky Продюсер, режиссер (фильм остался незакончен)
1923 Белая тень / The White Shadow Студия в Ислингтоне, аренда независимыми продюсерами Бэлконом и Уилкоксом Ассистент режиссера, соавтор сценария, монтажер, художник-постановщик.
(режиссер Graham Cutts)
1923 Женщина – женщине / Woman to Woman Студия в Ислингтоне, аренда независимыми продюсерами Бэлконом и Уилкоксом Ассистент режиссера, соавтор сценария, художник-постановщик
(режиссер Graham Cutts)
1924 Страстное приключение / The Passionate Adventure Студия в Ислингтоне, компания Gainsborough Pictures Ассистент режиссера, сценарий, художник-постановщик
(режиссер Graham Cutts)
1925 Мерзавец / The Blackajard Студия UFA, Берлин, Германия Ассистент режиссера, сценарий, художник-постановщик
(режиссер Graham Cutts)
1925 Грехопадение ханжи / The Prude's Fall Студия в Ислингтоне, аренда независимыми продюсерами Бэлконом и Уилкоксом Ассистент режиссера, сценарий, художник-постановщик
(режиссер Graham Cutts)
«Британский период». Немые фильмы (1925-1929)
Год Название
1925 Сад наслаждений / Pleasure Garden
1926 Горный орёл / The Mountain Eagle
1926 Жилец / The Lodger
1927 По наклонной / Downhill
1927 Лёгкое поведение / Easy Virtue
1927 Ринг / The Ring
1927 Жена фермера / The Farmer’s Wife
1928 Шампанское / Champagne
1929 Человек с острова Мэн / The Manxman
1929 Шантаж (немая версия) / Blackmail (silent version)
«Британский период». Звуковые фильмы. (1929-1939)
Год Название
1929 Шантаж / Blackmail
1930 Зов Элстри / Elstree Calling
1930 Юнона и павлин / Juno and the Paycock
1930 Убийство! / Murder!
1930 Мэри / Mary
1931 Нечестная игра / The Skin Game
1932 Богатые и странные / Rich and Strange
1932 Номер семнадцать / Number Seventeen
1933 Венские вальсы / Waltzes from Vienna
1934 Человек, который слишком много знал / Man Who Knew Too Much
1935 39 ступеней / The 39 Steps
1936 Секретный агент / Secret Agent
1936 Саботаж / Sabotage
1937 Молодой и невинный / Young and Innocent
1938 Леди исчезает / The Lady Vanishes
1939 Таверна «Ямайка» / Jamaica Inn
«Первый голливудский период» (1940-1947)
Год Название
1940 Ребекка / Rebecca
1940 Иностранный корреспондент / Foreign Correspondent
1941 Мистер и миссис Смит / Mr. & Mrs. Smith
1941 Подозрение / Suspicion
1942 Диверсант / Saboteur
1943 Тень сомнения / Shadow of a Doubt
1944 Спасательная шлюпка / Lifeboat
1944 Счастливого пути / Bon Voyage (короткометражный фильм)
1944 Приключение на Мадагаскаре / Aventure malgache (короткометражный фильм)
1945 Заворожённый / Spellbound
1946 Дурная слава / Notorious
1947 Дело Парадайна / The Paradine Case
«Второй голливудский период» (1948-1957)
Год Название
1948 Верёвка / Rope
1949 Под знаком козерога / Under Capricorn
1950 Страх сцены / Stage Fright
1951 Незнакомцы в поезде / Strangers on a Train
1952 Я исповедуюсь / I Confess
1954 В случае убийства набирайте «М» / Dial M for Murder
1954 Окно во двор / Rear Window
1955 Поймать вора / To Catch a Thief
1955 Неприятности с Гарри / The Trouble with Harry
1956 Человек, который слишком много знал / The Man Who Knew Too Much
1957 Не тот человек / The Wrong Man
«Хичкоковские бестселлеры» (1958-1964)
Год Название
1958 Головокружение / Vertigo
1959 К северу через северо-запад / North by Northwest
1960 Психо / Psycho
1963 Птицы / The Birds
1964 Марни / Marnie
«Поздний период» (1966-1976)
Год Название
1966 Разорванный занавес / Torn Curtain
1969 Топаз / Topaz
1972 Исступление / Frenzy
1976 Семейный заговор / Family Plot
Добавлено (01.12.2008, 20:58)
---------------------------------------------
Многие его фильмы стали прорадителями таких жанров как хоррор и триллер. Считаю было бы несправедливым не уделить внимание,такому мастеру как Хичкок !