ну вот не надо быть таким категоричным)))
психика у взрослого человека крепче.
так же у взрослого человека уже сложившееся понятие о добре и зле.
только на слабовольного и недоразвитого человека действует фильм.
Телевидение и электроника стали неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием и наших детей. Как уберечь ребенка от разрушающих его здоровье и личность воздействий? Как отвлечь его от "общения" с телевизором или компьютером? Что противопоставить их власти? В последнее время появилось много православных публикаций, затрагивающих эти и подобные им вопросы. В данной статье хочется подробнее рассмотреть один, но крайне важный - влияние TV и компьютеров на душу ребенка.
Оторванный от живой природы, современный городской ребенок живет в машинном мире, где мигают, мерцают, слепят искусственные огни и экраны, переливаются, непрерывно изменяясь, электронные узоры. Где рычат автомобили, воют сирены сигнализации, попискивают компьютеры. Где все вокруг звенит, жужжит, грохочет, свистит. Где радио с телевизором день и ночь говорят, поют, плачут, угрожают человеческими голосами - "живут" рядом с людьми и втягивают их в свою искусственную жизнь. Ребенок, конечно, как говорят ученые, адаптируется - а что ему остается? Но воспринимает окружающий его мир как враждебный, страшный.
Врачи именно этим объясняют увеличение в последнее время душевных расстройств у детей. Они говорят, что появилось очень много детей-невротиков, почти поголовно одержимых страхом. Этот так называемый "навязчивый страх" делает ребенка пассивным, забитым, нерешительным, или наоборот - агрессивным: ведь он пытается побороть страх, но как это сделать? Очень просто - самому стать страшным. Иногда одно сочетается с другим - у одного шестилетнего мальчика, вечно испуганного, робкого, была любимая игра: целыми днями, изображая полицейского, он пытал плюшевого Микки-Мауса на электрическом стуле.
Ребенок изначально добр и радостен, не любит сказок с плохим концом. Сама мысль, что кто-то пострадал и в конце концов не получил утешения, вызывает глубокое потрясение в его душе. (Моя трехлетняя дочь, когда слушает сказку о том, как лисичка выгнала зайчика из его лубяной избушки, начинает плакать - зайчика жалко, а через некоторое время сообщает, что лисичка это сделала нечаянно. Вот наглядный пример того, как ребенку трудно себе представить, что можно намеренно причинить кому-то боль).
Откуда же появляется жестокость в детской душе? Где обычный современный ребенок может увидеть убийство, изнасилование, расчленение трупа, вышедшего из могилы покойника, монстра, беса? Конечно, по телевизору. Такими сценами и героями заполнены триллеры, которыми - под слабый протест родителей, или в их отсутствие, или в компании с ними - увлекаются подростки. Удел их младших братьев и сестер - пока "мультики".
Дети нескольких поколений выросли на мультфильмах. Для одних любимым был "Аленький цветочек", для других - "Чебурашка". Нынешние смотрят мультфильмы, похожие на боевики. Если Чебурашка похож на милого, наивного ребенка, то черепашки - это скорее "крутые парни", которые, наводя порядок, молотят противников направо и налево. Они напоминают не компанию детей, а подростковую банду. Если шалости Чебурашки с его друзьями остаются детскими и сами они - из мира светлого, дружелюбного, то черепашки живут и действуют в совсем другом мире, темном и страшном, где кучка героев противостоит полчищам приспешников зла. Безусловно, знакомство с такими персонажами поможет ребенку быстрее "адаптироваться" и войти в мир героев "взрослых" боевиков и триллеров - маньяков, убийц, летающих суперменов и вампиров. Вампиры (один мультфильм так и называется - "Вампиреныш"), чудовища, привидения, пришельцы из космоса (в сущности, бесы) проникают в ничем не защищенное сознание наших детей. Обилие страшного, в конце концов, притупляет чувствительность, и впоследствии ребенку уже самому хочется испытать новые, более сильные ощущения. А первоначально, на стадии "мультиков", развивается устойчивый невроз, - ведь ребенок, в отличие от взрослого, еще нечетко различает искусство и реальность. Он искренне и бурно реагирует на театральное, мульти-, кинопредставление, не признавая никакой условности. Не случайно, когда врачи-психиатры просят родителей ответить в анкете, что является главной причиной страхов ребенка, те часто пишут: "Мультфильмы".
Детские психиатры и психологи считают, что основными болезнями детей в ХXI в. будут болезни от телевидения и компьютеров. Доктор медицинских наук иеромонах Анатолий (Берестов) подробно объясняет, какой вред наносит телевизор детскому здоровью.
Во-первых, кинескоп производит облучение, приводящее к нервно-соматическим нарушениям в организме ребенка: в результате этого облучения резко истощается его нервная система. Во-вторых, длительное сидение перед экраном телевизора (компьютера или с книгой) приводит к астеноневротическим нарушениям: расстраивается работа кишечника, из организма плохо выводятся продукты распада, и дети часто болеют. Но заметнее всего психоэмоциональные нарушения, связанные с информационным воздействием телевидения на личность ребенка: слабеет память; он хуже соображает на уроках в школе, не может сосредоточиться; нарушается сон; он становится возбудимым, раздражительным, обидчивым. Ухудшаются и отношения с родителями, особенно если они требуют оторваться от экрана. Это неудивительно: ведь телевидение пленяет душу, оказывает гипнотическое воздействие. Не только ребенок, но и взрослый человек с более крепкой и устойчивой психикой не может противостоять ему, даже если он критически воспринимает то, что смотрит. Телевидение "кодирует" поведение ребенка или подростка - заставляет его жить по законам экранного мира, навязывает определенные вкусы и интересы, моделирует поведение ребенка. Показывая насилие даже в "мультиках", оно учит презирать слабого, навязывает не только особый образ жизни, но даже особую манеру общения.
Люди попали в психологическую зависимость от телевизора: включаешь - и проходят, кажется, тоска и уныние, а если он вдруг сломается - наступает непривычная, пугающая тишина. И выясняется, что все члены семьи разобщены, часто не о чем поговорить, нет желания общаться друг с другом. На этот случай теперь почти во всех домах по два-три телевизора: один сломается - другой включим. Часто телевизор включается утром, и "под него" проходит вся жизнь: сериал сменяется новостями, потом - какими-то проблемными передачами, авторскими программами, потом опять новости, другой сериал, какое-нибудь шоу, "Поле чудес", боевик - вот и день прошел... Ребенок находится тут же, впитывая восприимчивой душой ту пищу, которую навязывает ему домашний идол - "голубой экран". Потребляя ее без разбора, телезрители постепенно теряют индивидуальность, нивелируются, обезличиваются.
Но в последние годы у телевизора появился конкурент - компьютер. Многие верующие люди старшего поколения относятся к любому компьютеру с суеверным ужасом, считая его чем-то вроде орудия антихриста. Но компьютер - всего лишь машина, дело рук человеческих. И, как из всякой вещи, из него можно сотворить идола - таковым он, впрочем, и является для некоторых программистов. Так же, как другие порождения технического прогресса, сам по себе он не плох и не хорош. Тем или другим его может сделать человеческая воля. Ведь даже таким простым и полезным инструментом, как лопата, можно убить человека.
В наши дни уже не обойтись без использования компьютера практически во всех сферах общественной жизни. И все же хотелось бы, чтобы дети держались от этих умных машин подальше. Вредное воздействие их на физическое здоровье человека не подлежит сомнению. И никакие защитные экраны не предохранят полностью от губительного облучения. Недаром во всем мире установлены временные нормы работы за компьютером. Медики хорошо знают, что у всех компьютерщиков сильно понижен уровень лейкоцитов в крови - значит, повреждена защитная функция организма, ослаблена сопротивляемость заболеваниям. Но, помимо вреда телесному здоровью, компьютер может нанести вред и человеческой душе, особенно детской.
Компьютер не только вспомогательный инструмент в разных видах человеческой деятельности - на нем можно играть. Тут не нужны товарищи - твоим товарищем-партнером является машина, т. е. компьютер: ты играешь на нем, в него и с ним. Часто попытки родителей оторвать сына или дочь от игры завершаются страшными скандалами, истериками, припадками - такова сила азарта. Отвлечь ребенка от телевизора легче: любой самый страшный фильм имеет конец. А азартная игра может продолжаться бесконечно: проиграв, хочется выиграть, а выиграв - закрепить успех.
Происходит полнейшее духовное расслабление, хотя самому игроку (или тому, кто за ним наблюдает со стороны) порой и кажется, что он максимально целеустремлен, сосредоточен и спокоен. Это страшное и опасное состояние может захватить любого, кто позволит игре овладеть собой. Если идет игра без ставок, азарт все равно присутствует: место одной страсти - сребролюбия, занимает другая - гордыня. Она диктует "волю к победе", даже если играешь с машиной. Любая азартная игра потакает темным сторонам натуры. Тем более опасно, если это происходит с детьми.
...Умненький розовощекий мальчик сидит за столом. Прикусив губу и держа пальцы на кнопках сложной машины, он не сводит напряженного взгляда с экрана, на котором мелькают рисованные картинки. Мальчик занят игрой. Он дома, а не в подворотне. И на экране - ничего страшного или неприличного. Взрослых это устраивает. Они могут хоть каждые пять минут заходить и смотреть на своего ребенка. Но увидят только внешнее, только тело. А что происходит в это время с душой? Она пребывает вдали от Бога, от родителей, от настоящей реальной жизни. Ее глубочайшее волнение поднялось на пустом месте. Происходит, в общем, то же, что при просмотре теле- или видеофильмов. Однако есть одна принципиальная разница. Специфика компьютерной игры делает человека не пассивным зрителем, а активно действующим лицом. И живет, действует он уже не в нашем, а другом, иллюзорном, мире. Мир же этот существует по примитивным и жестким законам, которым игрок вынужден подчиняться. Он принимает решения, уже предусмотренные для него. Так в сознании ребенка происходит программирование определенных навыков и нравственных стереотипов.
Что же именно происходит? Во-первых, формируется положительное (чуть ли не панибратское) отношение к миру злых духов - миру, населенному "инопланетными" монстрами, вампирами, роботами-убийцами и откровенной бесовщиной. Тем самым постепенно разрушается барьер, установленный Богом между человеком и падшими духами. Некоторые игры (например, "Звездные войны" и др.) носят ярко выраженный демонический характер. Во-вторых, игры учат жить по законам этого бесовского мира, где "побеждает" сильнейший, хитрейший, безжалостнейший. Человеческая личность в этом мире перестает что-либо значить; она воспринимается не как ближний, не как образ Божий, а как "условный противник" или "строительный материал". То, что компьютерные игры якобы развивают интеллект, давно развенчанный в медицинской и в православной литературе миф. Они помещают ребенка в сильно упрощенный мир, регулируемый несколькими четко сформулированными правилами, тогда как и в науке, и в любой "живой" человеческой деятельности требуется не набор алгоритмов, а творческая интуиция.
Высказываясь против компьютерных игр, психологи, врачи, священники не против игры как таковой - они против именно этой конкретной игры, разрушающей здоровье ребенка и отрицательно влияющей на его интеллект и психику. Ребенку действительно необходимы игры, но они должны развивать, а не губить интеллект, воспитывать, а не подавлять душу ребенка. Желательны и подвижные игры на воздухе.
В книге "Число зверя" иеромонах Анатолий (Берестов) приводит такие данные: "По оценке японских ученых, к 2000 году объем продажи новых технологий, связанных с миром мнимых реальностей, составит 10 триллионов йен, что вызовет настоящую революцию, подобную ядерной, космической, информационной, сексуальной". Можно предположить, что новое развлечение грозит духовной гибелью значительной части человечества, но особая опасность грозит детям. Виртуальная реальность дает полную возможность составителям программ управлять психикой человека, программировать его поведение, образ жизни, мышления. И этой возможностью непременно кто-нибудь воспользуется - вряд ли это будет во благо человечества и каждой отдельной личности.
Можно ли сегодня изолировать ребенка от бесовщины, окружающей нас со всех сторон? Вряд ли. Даже забрав его из школы и обучая дома (что под силу далеко не всем), родители не уберегут его от множества вредных впечатлений. Что же делать? Как предотвратить действие отравляющих душу впечатлений, не делая при этом из ребенка старичка, не лишая его детских игр и других утешений? Как, наконец, вырастить его душевно здоровым, нравственным человеком, не превращая его жизнь в череду запретов?
Специалисты по детской психологии давно заметили, что ребенок более эмоционален, чем логичен; он запоминает чувства, а не факты. И порой впечатление от того или иного события, часто незначительного, остается на всю жизнь. Многие давние происшествия мы только потому и помним, что они сопровождались сильным душевным движением: или мы были чем-то поражены, или глубоко обижены, или, наоборот, встретили понимание и любовь там, где не ожидали. А добрые впечатления, вынесенные из родительского дома, из общения с родителями, - это великая драгоценность. Поэтому и необходимо именно в семье вытеснять опасные впечатления - добрыми, полезными. Как же и где найти противоядие?
Почему, если один школьник соглашается выпить, покурить или попробовать наркотик, то другой без сожаления и ложного страха отказывается? Откуда берутся девочки, при которых друзья и подружки не заводят грязных разговоров? Очевидно, это дети, которых воспитывали, они умеют уклоняться от зла. В святоотеческой литературе есть яркое сравнение: "Привычки, обретенные в детстве, подобны буквам, вырезанным на коре молодого дерева: вместе с ним они растут, увеличиваются и даже составляют часть его самого".
Великое благо, если ребенок с раннего детства привык не оставаться в праздности. От нее - и привычка часами сидеть у телевизора, и увлечение азартными играми с компьютером. Поэтому очень важно, если родители сумели в свободное от учебы время занять детей чем-то и полезным, и интересным. Например, рукоделием. Я употребляю это слово в широком смысле. Рукоделие - это посильный труд с полезной для души целью.
Причем важно осознавать, что это не "работа" (зарабатывание хлеба насущного), так как у него иная цель - не телесная, а душевная польза. Здесь важен не столько внешний, сколько внутренний результат. Мы говорим об этом потому, что маленьких детей, оберегая их от губительной и развращающей праздности, следует приучать именно к рукоделию.
Родители же многие дела по дому не доверяют детям именно потому, что думают о внешнем результате. Действительно, это легче (и качественнее!) - делать все самим, но для ребенка полезнее как раз обратное. Хотя, конечно, истинная цель должна быть известна только родителям - дети должны быть уверены, что их труд нужен в семье, что они настоящие помощники.
Можно вместе с детьми выращивать (даже в условиях городской квартиры) декоративные или съедобные растения. Те, у кого есть счастливая возможность вывезти ребенка летом за город (на дачу, в деревню), могут выделить ему свою грядку на огороде, чтобы он, самостоятельно возделывая землю, научился уважительно и ответственно относиться к сотворенному Богом миру и созидательному труду. В некоторых семьях на детей полностью возложен уход за домашними животными - будь то рыбки, или кошка, или собака. Бывает, что подросток спешит после школы домой, потому что там его ждет четвероногий друг, которого никто, кроме него, не покормит, не выведет гулять.
Очень важно, чтобы у каждого ребенка в семье была своя постоянная обязанность: убирать свои игрушки, позже, когда подрастет - свою постель, еще позже - вытирать пыль в квартире, поливать цветы, вовремя покупать хлеб для семьи и т. д. Конечно, их не должно быть непосильно много - лучше одна, но выполняемая неукоснительно.
Говоря о средствах, которыми можно защитить от вредных впечатлений чувства ребенка, хочется начать с природы. Это отличное противоядие от влияния отравляющей тело и душу "машинной цивилизации". Папы и мамы! При всей своей занятости не жалейте сил и времени на прогулки с детьми. Не говоря уже о возможности "подышать воздухом", прогулка - это общение в приятной и интересной обстановке. Возраст до 7 лет - золотое время для воспитания души, когда ребенок еще открыт перед взрослыми и особенно легко принимает на веру их слова. Уроки жизни, полученные на таких прогулках, как правило, остаются в памяти на всю жизнь. Мама может обратить внимание малыша на смену времен года, показать, как осенью опадает листва в парке, как зимой снег укрывает землю, как радостно возрождается парк весной. Совершенство формы и чистая белизна снежинки, сила стремления к жизни весенней травинки или почки и многое, многое, чем так богата живая природа, - все может радовать и воспитывать ребенка, помогая ему познавать мир.
Важно и то, что через общение с природой ребенок учится познавать и любить свою Родину. Абстрактными разговорами на эту тему вряд ли можно воспитать чувства. Тем более что на наших глазах происходит принудительная американизация всей нашей жизни - на общественном и на бытовом уровне. Современные дети начинают стыдиться того, что они украинцы, и с завистью смотрят на Запад. Родители порой не придают этому должного значения, полагая, что патриотическое воспитание - пережиток советской эпохи.
Хорошим противоядием от пошлости массовой культуры может стать настоящее высокое искусство. Причем речь идет не только о церковном искусстве. Конечно, очень хорошо, если ребенок с раннего младенчества слышит исключительно духовные песнопения, видит одни священные изображения и читают ему только духовную литературу. Но замечено, что такое "стерильное" воспитание может со временем обернуться своей противоположностью: контраст мира, в котором живет ребенок, и окружающей действительности окажется слишком велик. Попав в школьную или дворовую среду, оказавшись белой вороной среди сверстников, ребенок почувствует себя ущемленным и может взбунтоваться.
Если речь идет о чтении ребенку книг, то пусть это будут не только "Сказки" А. Пушкина или К. Чуковского. Как много сокровищ во взрослой поэзии, вполне доступных детскому восприятию! Пусть ребенок привыкнет к звучанию классического стиха, пусть научится понимать поэтический образ. Счастливы дети в тех семьях, где есть обычай собираться вместе и читать вслух разные хорошие книги. Затрата взрослыми времени на это сполна окупается огромной пользой для ребенка и всей семьи. А картины на библейские и исторические темы, пейзажи, жанровые полотна - их можно обсуждать с детьми не только в музеях, но и рассматривая художественные альбомы. Но главное - серьезная классическая музыка. К ней надо приучать ребенка с первых лет жизни, и тогда позже она станет лучшим противоядием от поп- и рок-музыки. Подростки, часто посещавшие консерваторию, как правило, очень спокойно воспринимают всякие "металлы" и прочее и вряд ли увлекутся ими - разве только в знак протеста, если родители перестараются в своем "классическом" воспитании. Хотелось бы посоветовать всем родителям с малолетства обучать ребенка музыке: или игре на каком-либо инструменте, или пению в хоре. Детские хоры существуют сейчас при многих храмах (причем бесплатные). А настоящее музыкальное образование, учеба в музыкальной школе хороша еще и тем, что надолго займут ребенка, избавят его от праздности.
Как же все-таки быть с телевизором и компьютером? Приходится исходить из того факта, что телевидение уже вошло в жизнь современного ребенка. В любом случае все родители должны стремиться свести "общение" ребенка с телевизором до минимума (ради сохранения телесного здоровья) и сделать его строго выборочным (ради сохранения здоровья душевного). Например, папа или мама вместе с детьми могут отметить в телепрограмме те передачи, которые они будут смотреть. Если их окажется слишком много, сделайте более строгий отбор, исходя из установленного "лимита" времени. Очень важно, чтобы телевизор в доме включался только для того, чтобы посмотреть что-то конкретное, а не для того, чтобы перед ним "убивать" время. Посмотреть что-то - и сразу выключить, не давая втянуть себя в просмотр следующей передачи. Это, пожалуй, главное. Мудрые родители умеют поставить и телевизор на службу семье. У них это не "господин Телевизор", а смиренный помощник. Ведь зрительный образ - самый яркий, самый запоминающийся, образный язык киноискусства наиболее доходчив до детской души, поэтому важно, что произносится этим "языком". Можно только добавить, что родительский запрет (если ребенку очень хочется что-то посмотреть, а родители знают, что этого смотреть никак нельзя) должен быть обоснован - хотя бы тем, что сказано о телевизоре в этой статье. Во всяком случае, задача родителей - доходчиво объяснить обиженному ребенку, что ничто не проходит для души бесследно, и помочь ему отличить плохое от хорошего.
В отношении компьютера могут быть даны те же рекомендации, что и с телевизором: строгое ограничение по времени занятий и разумный подход.
Итак, помочь ребенку сохранить телесное и душевное здоровье в мире машин может своего рода система внутренней защиты. Создание ее должно стать главной задачей современных родителей, желающих добра своему ребенку. Прежде всего, их обязанность - дать ему правильный жизненный ориентир. Тогда никакие телегерои не сделаются его идолами, и вредные впечатления не смогут беспрепятственно играть его душой.
Как сделать жизнь ребенка без телевизора и без машинных игр интересной и радостной? Как наполнить ее духовным содержанием, не лишая ребенка игр и развлечений? От родителей зависит показать детям (не на словах, а на деле), как можно радоваться жизни. Надо, чтобы уже младший школьник мог противопоставить что-то интересное развлечениям своих сверстников, не завидуя тем, кто пересмотрел все "мультики". Хорошо, если, разговаривая с товарищами о вчерашнем воскресном дне, он сможет сказать: "А мы зато вчера ездили туда-то, и видели то-то".
Как известно, истины не доказываются, а показываются. Наверное, одно из самых сильных противоядий от дурных впечатлений падшего мира - это образ людей, живущих сейчас и рядом, но вопреки законам этого мира. И лучше всего, если эти люди - родители. Мы не должны забывать, что дети смотрят на нас. Малыши постоянно наблюдают и подражают. При своей кажущейся несмышлености они замечают все: как общаемся с людьми или отзываемся о людях, чему мы радуемся, чем старше становится ребенок, тем критичнее он оценивает нас, тем лучше видит, где наши дела расходятся со словами.