Лючио Фульчи (итал. Lucio Fulci; 17 июня 1927 — 13 марта 1996) — итальянский кинорежиссёр и сценарист. Наиболее известен такими кровавыми фильмами ужасов как «Зомби» и «Седьмые врата ада», хотя также снимал фильмы в таких жанрах, как джалло, вестерн и комедия. Лючио Фульчи родился 17 июня 1927 года в Риме. Прервав обучение медицине, Фульчи решил связать свою карьеру с киноиндустрией. Он учился в Экспериментальном Центре Кино в Риме, у таких преподавателей, как Микеланджело Антониони и Лукино Висконти. Фульчи получил диплом сценариста. Писать сценарии Фульчи начал в начале 50-х годов, когда он писал сценарии к дешёвым комедиям и был несколько раз помощником режиссёра. Однако среди режиссёров, для которых он писал сценарии были и Роберто Росселлини, Федерико Феллини, Марио Бава, Лукино Висконти. По словам Фульчи, он не собирался быть режиссёром, но для того, чтобы прокормить семью после женитьбы, начал снимать фильмы. С 1952 по 1959 год Фульчи продал семь киносценариев, по которым были сняты фильмы. В 1959 году Фульчи снял свой первый фильм, в котором известный итальянский комик Тото. В 60-х годах он снимал в основном комедии и вестерны, в 70-х переключившись на триллеры. В 1966 году Фульчи снимает свой первый спагетти-вестерн Время резни, в котором снялся Франко Неро. Также в его фильмах снимались известная итальянская поп-певица Мадзини, Мина Анна, а также Эрнест Боргнайн. В 1969 году выходят два фильма-предвестника будущих фильмов ужасов Фульчи, это Беатрис Ченчи, в котором отсутствует специальный грим и присутствуют первые сцены жестокости, и Один на другом — этот фильм некоторые называют первым джалло Фульчи.Фильм Беатриче Ченчи вызвал множество нареканий, подняв бурю негодования в прессе и среди зрителей. Сам же Фульчи называл фильм «прекрасным».Характрен случай, который произошёл в Великобритании — на премьере фильма звучали лозунги «Смерть режиссёру!». В этот период, кроме нападок критиков, на Фульчи обрушилась ещё одна трагедия — покончила самоубийством его больная раком жена.
В 1971 году выходит первый фильм ужасов Фульчи — джалло Ящерица под женской кожей. Визуальные эффекты к фильму были созданы Карло Рамбальди — создателем чудовищ в фильмах Чужие, Кинг-Конг, Инопланетянин. Фульчи даже пришлось доказывать на суде, что собаки, которых можно видеть в фильме искалеченными, были искусственными. В результате для дачи пояснений в суд был приглашён сам Рамбальди, который принёс один из муляжей собаки и, с помощью встроенных в муляж воздушных камер и воздуховодов, показал как собака дышала в агонии перед камерой. В итоге обвинение, по которому Фульчи грозило 2 года тюрьмы, было снято. В 1972 году Фульчи при сотрудничестве американцев снимает свой первый и единственный американский фильм по произведению Джека Лондона Белый клык. Фильм хорошо приняли и ему было предложено снять продолжение фильма, которое не замедлило себя ждать — Возвращение белого клыка, однако фильм получился очень кровавым и сотрудничество с американскими партнёрами прекратилось.
В 1975 году выходят два его фильма — Дракула в провинции, своеобразный комедийный фильм ужасов, и вестерн Четверо для Апокалипсиса. В 1977 году выходит третий джалло режиссёра — Семь нот в чёрном
В 1979 Фульчи снимает, пожалуй, свой самый знаменитый фильм — «Зомби». Бюджет фильма был очень маленьким и был составлен из денег, которые выделили три независимые кинопроизводителя. Но актёрский состав был довольно хорош — Ольга Карлатос, Ричард Джонсон и т. д. Фильм вышел настолько кровавым и жестоким, что во многих странах был запрещён к показу. Перед выходом фильма вышел фильм Рассвет мертвецов, который был выпущен Дарио Ардженто в Италии под название Зомби, таким образом Фульчи пришлось переименовать свой фильм в Зомби 2. Фильм снимался в атмосфере напряжённой обстановки, а актёров, которые по мнению Фульчи не так исполняли свою роль, Фульчи высказывал крепкие матерные итальянские словечки. По окончании съёмок фильма Фульчи заявил, что съёмочная команда только что сделала классику фильмов ужаса, и что фильм не будет успешным если он не создавался в атмосфере нервной напряжённости. Свой интерес к показу сцен насилия крупным планом Фульчи также воплотил в фильмах «Город живых мертвецов», «Седьмые врата ада», «Дом на краю кладбища», «Нью-йоркский потрошитель». Эти и другие фильмы также часто подвергались цензуре или вовсе запрещались. Во второй половине 80-х у Фульчи начались проблемы с личной жизнью и здоровьем — от него уходит очередная жена, он страдает от сахарного диабета. В 1983 году вышел сразу на видео постапокалиптический фильм Воины 2072 года, а также фэнтезийно приключенческий Завоевание. Затем, в 1984 и 1986 годах, последовали детективы — Мэрдеррок — танцующая смерть в 1984 и Одержимость дьяволом в 1986 году соответственно. В 1988 году он вновь возвращается к тематике зомби и снимает Зомби 3, который в США получил название Зомби 2. В 1989 году Фульчи сотрудничал с телевидением для сериала Роковые дома, результатом этого явились два так и не вышедших в эфир сериала — «Милый дом ужасов» и «Дом часов». Продюсером сериала был Сильвио Берлускони. Также он снялся и срежиссировал фильм Кошмарный концерт, в этом фильме он сыграл главную роль — роль режиссёра фильмов ужасов, подозревающегося в серии жестоких убийств. Свой последний фильм Фульчи снял в 1991 году. С тех пор он бездействовал. Лишь перед своей смертью он принимал участие в написании сценария к фильму Восковая маска, который и должен был режиссировать, но умер до начала съёмок.
Лучио Фульчи скончался 13 марта 1996 года. Как выяснилось, перед смертью он не сделал себе укол инсулина, но факт самоубийства не был подтверждён.
Режиссёрская фильмография
Год Название Оригинальное название Англоязычный вариант
1959 «Воры» I ladri The Thieves
1959 Ragazzi del juke box The Jukebox Kids
1960 Urlatori alla sbarra Howlers of the Dock
1962 Colpo gobbo all’italiana Hunchback Italian Style
1962 I due della legione Those Two in the Legion
1962 Le massaggiatrici The Masseuses
1963 Uno strano tipo The Strange Type
1963 Gli imbroglioni The Swindlers
1964 «Маньяки» I maniaci The Maniacs / Beautiful Eyes
1964 I due evasi di Sing Sing Two Escape from Sing Sing
1964 I due pericoli pubblici Two Public Enemies
1964 002 agenti segretissimi 00-2 Most Secret Agents
1965 Come inguaiammo l’esercito How We Got Into Trouble with the Army
1965 002 operazione Luna 002 Operation Moon
1965 «Два парашютиста» I due para Two Parachutists
1966 Come svaligiammo la Banca d’Italia How We Robbed the Bank of Italy
1966 «Время резьни» Le colte cantarono la morte /
Tempo di massacro Massacre Time / Colt Concert /
The Brute and the Beast
1967 «Как мы украли атомную бомбу» Come rubammo la bomba atomica How We Stole the Atomic Bomb
1967 Il lungo, il corto, il gatto The Long, the Short, the Cat
1967 Operazione San Pietro Operation St. Peter’s
1969 «Один на другом» Una sull’altr One on Top of the Other
1969 «Инквизиция» («Беатриче Ченчи») Beatrice Cenci The Conspiracy of Torture
1969 Los Desesperados Desperate Men / A Bullet for Sandoval
1971 «Ящерица под женской кожей»
(«Ящерица в женском обличии») Una Lucertola con la pelle di donna A Lizard in a Woman’s Skin
1972 All’onorevole piacciono le donne
(Nonostante le apparenze e purche la Nazione non lo sappia…) Senator Likes Women
1972 «Муки невинных»
(«Не терзай утёнка»)
(«Не пытай утёнка») Non si sevizia un paperino Don’t Torture a Duckling
1973 «Белый Клык» Zanna Bianca White Fang
1974 «Волчья кровь 2»
(«Возвращение Белого Клыка») Il Ritorno di Zanna Bianca The Return of White Fang
1975 «Дракула в провинции» Il cavaliere Costante Nicosia demoniaco, ovvero: Dracula in Brianza Young Dracula / Dracula in the Provinces
1975 «Четверо для апокалипсиса» I Quattro dell’apocalisse The Four of the Apocalypse
1976 La pretora My Sister in Law
1977 «Семь нот в темноте»
(«Семь нот в чёрном») 7 note in nero Seven Notes in Black / The Psychic
1978 «Серебряное седло» Sella d’argento Silver Saddle
1979 «Зомби» Zombi 2 Zombie
1980 «Люка-контрабандист» Luca il contrabbandiere Contraband
1980 «Город живых мертвецов» Paura nella citta dei morti viventi City of the Living Dead / The Gates of Hell
1981 «Чёрный кот» Il Gatto nero The Black Cat
1981 «Извне» E tu vivrai nel terrore — L’aldila Beyond
1981 «Седьмые врата ада» («За чертой») E tu vivrai nel terrore — L’aldila The Beyond / Seven Doors of Death
1981 «Дом на краю кладбища» Quella villa accanto al cimitero The House by the Cemetery
1982 «Нью-йоркский потрошитель» Squartatore di New York The New York Ripper
1982 «Одержимые» Manhattan Baby
1983 «Завоевание» La Conquista Conquest
1984 «Воины-2072» I guerrieri dell’anno 2072 The New Gladiators / Rome 2072 A.D.
1984 "Мэрдеррок — танцующая смерть Murderock — uccide a passo di danza Murder Rock — Dancing Death
1986 «Опасное наваждение»
(«Дьявольский мёд»)
(«Одержимость дьяволом») Miele del diavolo Devil’s Honey / Dangerous Obsession
1987 «Энигма» Aenigma
1988 «Зомби 3»
(совместно с Бруно Маттеи) Zombi 3 Zombie Flesh Eaters 2
1988 «Прикосновение смерти»
(«Когда Алиса разбила зеркало») Quando Alice ruppe lo specchio When Alice Broke the Mirror /
Touch of Death
1988 «Призраки Содома» Il Fantasma di Sodoma Sodoma’s Ghost / The Ghosts of Sodom
1989 «Милый дом ужасов» (TV) La Dolce casa degli orrori The Sweet House of Horrors
1989 «Дом часов» (TV) Casa del tempo The House of Clocks
1990 «Демония» Demonia Liza
1990 «Концерт ужасов» Un Gatto nel cervello A Cat in the Brain / Nightmare Concert
1990 «Гензель и Гретель» Hansel e Gretel
1991 «Голоса» («Голоса извне») Voci dal profondo Voices from Beyond
1991 «Дверь в тишину» Le Porte del silenzio Door to Silence
Библиография:
«Фульчи разбивает зеркало»
«Мои любимые монстры»
«Охота за падшими ангелами».
Интересные факты:
У Фульчи было две дочери Антонелла и Камилла.
В 1996 году Фульчи вместе со своей дочерью Антонеллой снялся в пародии своего друга Массимо Лаваньини на фильмы ужасов Сик-о-патия.
Хоть Лючио Фульчи и снял много фильмов, подпадающих под определение фильмов ужаса, он всё-таки любил называть свои фильмы «фантастическими».
Фульчи увлекался джазом, а в молодости даже пытался что-то создавать сам. Моё мнение: Лючио Фульчи выдающийся режиссёр и сценарист 20-го столетия. Каждый любитель хоррор фильмов , в своей жизни должен познакомиться хоть с несколькими творениями этого талантливейшего человека - это очень расширяет кинокругозор !